Стандарт педагога дошкольного образования - Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5 августа 2016 года)

Профессиональной переподготовки 30 курсов от руб. Курсы для всех от руб. Повышение квалификации 36 курсов от руб. Утвержден профессиональный стандарт для педагогов воспитателей, учителей в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Приказ Минтруда России от Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Стандартом "Педагог педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования воспитатель, учитель " установлено, что в функции педагога входят: Возможные наименования должностей по данной профессии: Требования к образованию и обучению - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности , либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Требования к опыту практической работы не предъявляются. Профессиональный стандарт педагога Концепция и содержание. Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями например, предписывающими составлять образовательные программы и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу.

В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога. Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность.

Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.

Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса. Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.

Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы государственно-общественного управления. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога.

Стандарт - инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт - основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. Требования к профессиональному стандарту педагога. Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога. Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога. Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.

Побуждать педагога к поиску нестандартных решений. Соответствовать международным нормам и регламентам. Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога.

Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения по аналогии со стандартом предприятия , в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ школа для одаренных, инклюзивная школа и т.

Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные: Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда. Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться: Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования. Термины и определения применительно к педагогу. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.

Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей. Содержание профессионального стандарта педагога.

Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность самоанализ урока. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

Владеть ИКТ-компетенциями подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Уметь создавать в учебных группах классе, кружке, секции и т. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей лиц, их заменяющих учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умение читать документацию специалистов психологов, дефектологов, логопедов и т.

Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. Умение отслеживать динамику развития ребенка. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. Умение совместно с психологом и другими специалистами осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

Умение совместно с психологом и другими специалистами составить психолого-педагогическую характеристику портрет личности учащегося.

Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции по международным нормам и т.

Владение психолого-педагогическими технологиями в том числе инклюзивными , необходимыми для работы с различными учащимися: Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью. Педагог начальной школы должен.

Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика. Обеспечивать развитие умения учиться универсальных учебных действий до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

Педагог дошкольного образования должен. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования ФГТ. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов психолога, логопеда, дефектолога и др.

Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей законных представителей детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога. Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности. Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка.

Или, в особо сложных случаях например, ребенок с синдром Дауна , о сохранении его психоэмоционального статуса. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно.

Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада. Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности.

В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов см. ГОСТ Р ИСО как руководство по проведению аудита. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность. Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, - средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий.

Важные, но фрагментарные элементы ИКТ-компетентности учителя входят в принятые в конце х гг. За прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой.

Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т. Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение образовательного процесса в информационную среду ИС.

Более полное погружение предполагающее размещение в ИС основной информации образовательного процесса обеспечивает дополнительные педагогические возможности, владение этими возможностями - базовый элемент педагогической ИКТ-компетентности, наряду с умением квалифицированно вводить текст с клавиатуры и формулировать запрос для поиска в Интернете. ФГОС для начальной школы как и для других ступеней общего образования содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности работу в ИС.

Опыт подготовки учителей для работы по ФГОС в гг. Профессиональная ИКТ-компетентность - квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят: Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности. В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ. Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.

Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа ее фиксации в информационной среде.

Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-компетентности педагога и ее оцениванию. Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса.

Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться проверяться в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.

Компоненты ИКТ-компетентности учителя Общепользовательский компонент. Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе. Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации.

Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе. Аудиовидиотекстовая коммуникация двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками. Навыки поиска в Интернете и базах данных. Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте. Педагогическая деятельность в информационной среде ИС и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами: Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру и соответствующих ограничений доступа. Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования: Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.

Организация и проведение групповой в том числе межшкольной деятельности в телекоммуникационной среде. Использование инструментов проектирования деятельности в том числе коллективной , визуализации ролей и событий. Визуальная коммуникация - использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др.

Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.

Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов источников, инструментов по отношению к заданным образовательным задачам их использования. Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.

Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся. Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья. После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета естественные и математические науки, экономика, экология, социология.

Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств датчиков разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных естественные и математические науки, география. Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации естественные и математические науки, экономика, экология, социология. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков география, экология, экономика, биология.

Использование цифровых определителей, их дополнение биология. Знание качественных информационных источников своего предмета, включая: Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени история, обществознание. Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения музыка. Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования искусство, технология, литература. Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением технология, информатика.

Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся. Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ- компетентности. Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов: Введение Федерального государственного образовательного стандарта любой ступени образования, например - начального.

Наличие достаточной технологической базы требование ФГОС: Наличие потребности у учителя, установки администрации образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательного учреждения в ИС.

Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения. Указанная модель реализуется в московском образовании при массовом переходе на ФГОС начиная с года.

Психолого-педагогические требования к квалификации учителя. Настоящее Приложение относится к требованиям, которые установлены в пунктах 4. Для эффективного выполнения указанной трудовой функции учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие: Гражданская и социальная идентичность.

Уважение прав и свобод личности. Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.

Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся. Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий. Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности. Существует несколько способов получения и освоения указанных знаний путем получения специального образования и освоения образовательных программ в классических и педагогических университетах: Программ последипломного образования в форме педагогической и психолого-педагогической интернатуры.

Программ профессиональной переподготовки, дающих дополнительную квалификацию по психолого-педагогическому профилю в университетах и центрах профессионального образования педагогов.

Настоящее Приложение состоит из части А, которая устанавливает профессиональные требования к учителю математики и информатики, и части Б, которая устанавливает профессиональные требования к учителю русского языка.

Учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания именно данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний.

Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами своего предмета. Отсюда следует, что, перечисляя профессиональные компетенции учителя-предметника, нет необходимости дублировать те требования к его квалификации, которые распространяются на всех педагогов без исключения.

Поэтому, во избежание повторений, следует сосредоточиться на том, как триединая задача педагога обучение, воспитание и развитие преломляется и находит решение в его предметной деятельности. Учитывая особое место выделенных предметов в системе знаний учащихся, их роль в будущей жизни всех без исключения выпускников, вне зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этих предметов.

Первый уровень - функциональная грамотность математическая и языковая. Второй уровень - овладение культурой математической и лингвистической. Разумеется, границы между этими уровнями подвижны, а результаты обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования. Но такое разделение позволяет дифференцировать требования к учителю- предметнику.

Для достижения первого уровня достаточно компетенций, зафиксированных в общих требованиях к педагогу знание предмета, учебных программ и т. Достижение второго уровня, необходимого не только при обучении учащихся, осваивающих программы повышенной сложности, требует осознания педагогом своего места в культуре. Математическая и лингвистическая культура - неотъемлемые части общей культуры современного человека. Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других областях знаний.

А с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и развития учащихся в специфическом предметном преломлении. Эти важнейшие задачи решаются в первую очередь в сфере углубления мотивации детей к изучению данного предмета. Вместе с тем педагог, рассматривающий профессиональный стандарт как инструмент повышения качества отечественного образования и выхода его на международный уровень, не может не повышать собственный профессионализм.

Профессиональный стандарт учителя математики и информатики. Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя. Формулируемые в настоящем разделе требования стандарта относятся если явно не оговорено противное также к учителю начальной школы в части его компетентности в преподавании математики и информатики.

Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи. Главным образовательным результатом освоения математики и информатики учащимся является формирование: Основная задача учителя - сформировать у учащегося модель математической деятельности включая приложение математики в соответствии со ступенью общего образования, включая дошкольную.

Принципиальной особенностью школьной математики на начальной и основной ступени является наличие в ней целостной основной линии содержания, выраженной более рельефно и последовательно, нежели в других предметах.

Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии приводит к существенному снижению возможности дальнейшего учебного продвижения. В частности, содержание математического образования в старшей школе опирается на все математическое образование в начальной и основной школе. Следовательно, выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности в знаниях на соответствующую тему.

На дошкольной ступени также формируются необходимые элементы упомянутых выше результатов. Откладывание этого формирования до более поздних периодов приводит к снижению результативности обучения и качества образования. Математическая компетентность и упомянутые выше более общие свойства математической культуры используются как в других школьных предметах, так и в повседневной жизни учащегося. Учитель математики ведет образовательный процесс в области математики и информатики в том числе арифметики, алгебры, геометрии, вероятности, анализа данных, информатики.

Он также участвует в межпредметных проектах, требующих математической компетентности, и в оценивании математического содержания работ по другим предметам, размещенным в информационной образовательной среде ИС.

Соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования: Предметная компетентность учителя математики и информатики. Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с учениками, задачи олимпиад включая отдельные новые задачи регионального этапа Всероссийской олимпиады. Владеть основными математическими компьютерными инструментами: Квалифицированно набирать математический текст.

Иметь представление о широком спектре приложений математики и знать доступные учащимся математические элементы этих приложений. Использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся.

Иметь канал консультирования по сложным математическим вопросам. Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру. Уметь совместно с учащимися строить логические рассуждения например, решение задачи в математических и иных контекстах. Анализировать предлагаемое учащимся рассуждение с результатом: Если это целесообразно, то помогать в улучшении обобщении, сокращении, более ясном изложении рассуждения. Формировать у учащихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства.

Предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла. Поощрять выбор различных путей в решении задачи. Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др. Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные ситуации, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты например, динамические таблицы , то же - для идеализированных задачных ситуаций, описанных текстом.

Поощрять инициативы учащихся по использованию математики. Совместно с учащимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации. Совместно с учащимися анализировать данные, получаемые в естественных эксперимент и общественных опрос школьных курсах, данные, предлагаемые самими учащимися, в том числе приводимые в СМИ. Выявлять недостоверные и малоправдоподобные данные. Создавать самому и вместе с учащимися и использовать наглядное представление математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере с помощью 3D-принтера.

Вести диалог с одним учащимся или с группой классом в процессе решения задачи, выявлять сомнительные места, подтверждать правильность решения. Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях. Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося, характера осваиваемого материала.

Формировать материальную и информационную образовательную среду, содействующую развитию математических способностей каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики; профессионально использовать ее элементы, знать о возможностях новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретном образовательном учреждении.

Использовать в своей работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, помогать детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов. Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания.

Содействовать мотивации и результативности каждого учащегося, используя такие свойства предмета, как: Формировать позитивное отношение со стороны всех учащихся к интеллектуальным достижениям товарищей по классу, независимо от абсолютного уровня этого достижения. Формировать представление учащихся о том, что математика пригодится всем, вне зависимости от избранной специальности, а кто-то будет заниматься ею профессионально.

Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях. Распознавать и поддерживать высокую мотивацию и развивать способности ученика к занятиям математикой, предоставлять ученику подходящие задания, вести кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них учащихся.

Предоставлять информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных учреждениях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. Консультировать учащихся по выбору тех профессий, где нужна математика. Достигать того, чтобы на любом занятии в классе и при выполнении домашнего задания каждый учащийся получил результат в решении хотя бы одной задачи.

Обеспечивать помощь учащимся, не освоившим необходимый материал из всего курса математики , в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций в том числе дистанционных ; осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогов, в частности тьюторов.

Использовать специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении. Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работать с родителями, семьей, местным сообществом по проблематике математической культуры.

Общепедагогическая компетентность учителя математики и информатики. Учителю рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы: Определение диагностика совместно с учащимся достигнутых результатов на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося относительно предшествующего и сообщение ему об этом.

Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных в том или ином образовательном контексте способов его обучения и развития. Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т.

Определение, на основе анализа собственной деятельности в частности, по ее фиксации в ИС , с помощью при необходимости методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению. Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.

Организация деятельности учителя ребенка и группы класса детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия. Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.

Организация олимпиад, конференций, турниров, математических игр в школе. Профессиональный стандарт учителя русского языка. Введение Учитель русского языка должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя. Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.

Русский язык формирует мышление и речь учащихся. От овладения им зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской гражданской идентичности. Главным образовательным результатом освоения русского языка учащимся является развитие: В современном мире коммуникация предполагает существенное расширение текстовой устной и письменной коммуникации, как за счет традиционных и архаичных инструментов жест, танец, модуляция голоса , так и основанных на ИКТ - гипермедиа, то есть системе текстовых, изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними.

В настоящее время сообщение для детей и учителя - это, как правило, гипермедиа: Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике науке о языке , прежде всего в лингвистике русского языка, в частности умение применять лингвистические знания в практике коммуникации. Указанные результаты уточняются ФГОС на всех уровнях общего образования. Ряд базовых понятий, используемых при лингвистическом описании языковых явлений, осваиваются учащимся в математике и информатике например, понятия, относящиеся к структуре цепочек.

Коммуникативная компетентность применяется и формируется во всех школьных предметах, прежде всего в литературе.

Предметная компетентность учителя русского языка. Учитель русского языка должен: Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: При сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и орфоэпическим источникам Интернета.

Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона. Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному. Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками.

Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем литературной периодики, новинок литературы, кино и театра.

Профессиональные компетенции учителя русского языка, повышающие мотивацию к обучению и формирующие лингвистическую культуру. Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.

Реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате. Стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т. Обучать учащихся методам понимания сообщения: Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.

Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции. Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, рекламы и т. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам, включая упомянутые.

Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов. Совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в языковой реальности и реакции на них социума. Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.

Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений. Общепедагогическая компетентность учителя русского языка. Учителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы: Организация олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе. Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога.

Широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами: Анализ и учет общественного мнения, сбор и систематизация замечаний и предложений по усовершенствованию профессионального стандарта учителя, достижение широкого консенсуса, на базе которого будет принят окончательный вариант документа.

Уже на стадии обсуждения считаем целесообразным запустить государственно-общественный механизм управления внедрением профессионального стандарта учителя. Общественный контроль на всех этапах обсуждения, апробации и внедрения профессионального стандарта учителя. Мониторинг ситуации на местах. Оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки тем образовательным организациям, которые готовы в качестве пилотных проектов руководствоваться в своей деятельности профессиональным стандартом учителя.

Оказание аналогичной поддержки тем педагогическим вузам и центрам повышения квалификации учителей, которые в связи с внедрением профессионального стандарта учителя готовы менять образовательные стандарты его подготовки и переподготовки.

Сайт образовательного учреждения - Info

Обеспечение сетевого взаимодействия педагогов, образовательных организаций, органов управления образованием, руководствующихся в своей деятельности профессиональным стандартом педагога. Своевременное информирование органов власти и управления о нарушениях прав педагогов и образовательных организаций вследствие ошибочных трактовок положений профессионального стандарта педагога.

Разработка перечня должностей профессий работников образования, для которых необходимы профессиональные стандарты национального уровня педагог-психолог, дефектолог - специальный педагог, осуществляющий свои функции в массовой образовательной организации, тьютор - педагог, осуществляющий поддержку и индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями, обучающегося в массовой школе, менеджер образования и др.

Отработка содержания регионального дополнения профессионального стандарта педагога и внутренних стандартов образовательных организаций, подготовка соответствующей документации. Изменение стандартов подготовки и переподготовки учителя.

На данном этапе внедрения отдельную задачу решают педагогические вузы и центры переподготовки учителей. Они отрабатывают новые стандарты подготовки и переподготовки педагогов, соответствующие требованиям профессионального стандарта учителя.

Их включение в пилотные проекты происходит добровольно по согласованию с Министерством образования и науки. Для решения поставленной задачи эти учреждения и организации после предоставления программы модернизации подготовки учителей должны получить право, наряду с действующим стандартом подготовки педагогов третьего поколения, использовать экспериментальные планы и программы, освобождающие их от действующих в настоящее время стандартов высшего педагогического образования.

Такое право должно быть закреплено за ними специальным письмом Министерства образования и науки. Кроме того, на данном этапе необходимо определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя как оптимальный способ введения его в профессию. Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога к сентябрю года.

Образовательная программа кружка "Юный лесовод". Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития интереса к изучению географии и биологии. Протокол заседания методобъединения учителей социально - гуманитарного цикла.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации в СМИ Эл. Онлайн-обучение Олимпиады Видеоуроки Репетиторы Библиотека. Дистанционный курс "Оказание первой помощи детям и взрослым" от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца часов.

Начало обучения новой группы: Подать заявку на курс. Профессиональный стандарт для педагогов. Утвержден профессиональный стандарт для педагогов воспитателей, учителей в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования Приказ Минтруда России от Профессиональный стандарт педагога Концепция и содержание Введение Педагог - ключевая фигура реформирования образования.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога Стандарт - инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Требования к профессиональному стандарту педагога Стандарт должен: Профессиональный стандарт педагога 1. Термины и определения применительно к педагогу 3. Содержание профессионального стандарта педагога 4. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога 5. Общие подходы Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся.

Заключительные положения Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность. Профессиональная ИКТ-компетентность Профессиональная ИКТ-компетентность - квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно. Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-компетентности педагога и ее оцениванию Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса.

Компоненты ИКТ-компетентности учителя Общепользовательский компонент Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе. Общепедагогический компонент Педагогическая деятельность в информационной среде ИС и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами: Предметно-педагогический компонент После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ- компетентности Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов: Введение Учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Часть А Профессиональный стандарт учителя математики и информатики Общие положения Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.

Роль учителя Учитель математики ведет образовательный процесс в области математики и информатики в том числе арифметики, алгебры, геометрии, вероятности, анализа данных, информатики. Предпосылки работы учителя Соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования: Предметная компетентность учителя математики и информатики Учитель должен: Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру Учитель должен: Общепедагогическая компетентность учителя математики и информатики Учителю рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы: Часть Б Профессиональный стандарт учителя русского языка Введение Учитель русского языка должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.

Предметная компетентность учителя русского языка Учитель русского языка должен: Профессиональные компетенции учителя русского языка, повышающие мотивацию к обучению и формирующие лингвистическую культуру Учитель должен: Общепедагогическая компетентность учителя русского языка Учителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы: Шаг третий Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога к сентябрю года.

Чтобы добавить отзыв, войдите в Ваш кабинет или зарегистрируйтесь. Вы первый можете оставить свой комментарий. Образовательная программа кружка "Юный лесовод" Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития интереса к изучению географии и биологии Протокол заседания методобъединения учителей социально - гуманитарного цикла Лицензия на осуществление образовательной деятельности: Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: Свидетельство о регистрации в Национальном центре ISSN присвоен Международный стандартный номер сериального издания: Адрес редакции и издательства: Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.



Авторизация
Вход